Аутсорсинг – привычное понятие для мирового бизнеса. Уже более века назад оно прочно вошло в обиход бизнес-процессов ведущих компаний и брендов. В России же данное явление еще не так развито, но и у нас оно постепенно набирает всё большую популярность.
История аутсорсинга в России
Практика использования труда наемных рабочих, не оформленных в штат компании, очень выгодна. Однако в нашей стране она зародилась лишь после распада СССР, когда наступило время рыночной экономики и расцвет капитализма.
Поначалу это были частные охранные агентства, маленькие "продвинутые конторы", рекламные агентства. С конца 90-х, когда в Россию ворвался Интернет, стали востребованы заказы на разработку веб-сайтов, информационное и техническое сопровождение компаний.
Сегодня услуги наемных компаний есть во многих нишах, в том числе в строительстве, клининге и даже медицине.
Законы
Раньше в России сторонники аутсорсинга получали много поблажек в налогооблажении. К примеру, "на тормозах" спускались такие важные нюансы, как трудовой договор - он попросту не составлялся на вполне законных основаниях. Однако работникам было совсем невыгодно трудиться на таких условиях, поскольку не было пенсионных отчислений.
И только в 2016 году была разработана законодательная база для развития данного вида деятельности в России. А в 2019 официально приняли закон, по которому право нанимать наемных рабочих имеют компании с активом не менее 1 млн. рублей. Это означает, что исполняющей компании будут выплачены средства без задержек.
Очевидны плюсы аутсорсинга. В предыдущих статьях на нашем сайте вы можете найти ряд материалов по этой теме. Но если вкратце - он помогает снизить расходы на оплату труда наемного персонала, в том числе иностранных граждан, избежать трудовых споров, снять нагрузку с ведущих специалистов.
Эксперты и политики об аутсорсинге
Мировая тенденция
Самая развитая страна в вопросах использования аутсорсинга - Соединённые Штаты Америки. В США аутсорсинг развит в таких сферах как автомобильная промышленность, электронная промышленность. На него приходится около 80% оборота персонала.
В Европе он получил распространение также в автомобильной промышленности. Например, около 30% комплектующих для автомобилей компания BMW поставляла Rolls Royse.
Значительное развитие аутсорсинг получил и в Японии. Он используется для обучения персонала, управления системами информации, бухгалтерских расчетов, научных исследований и во многих других сферах. Занимает он в стране Восходящего солнца от 30 до 40% оборота персонала.
Рассмотрим самые яркие примеры аутсорсинга. Данные компании можно по праву назвать "пионерами" данного вида кадровых услуг.
General Motors: купить провайдера на время
1921 год - Альфред Слоун (младший), возглавлявший в те времена данную компанию, уже имевшую долю рынка в 13%, даже представить себе не мог, что всего через 15 лет сможет обогнать бесспорного лидера авторынка его современности - Ford. Успех General Motors пришел с использованием аутсорсинга производственных процессов и управления.
К середине 1980-х в компании увидели, что развитие собственных компьютерно-коммуницирующих компонентов стоит больше, чем они могут себе позволить. Провайдеры из вне, настаивавшие на наведение порядка, который стал жизненно необходим для дальнейшего развития компании, требовали порядка 10 млн$, но компания сделала по-другому. Они воспользовались iT-аутсорсингом и внедрили уникальную на тот момент систему SSC или Единый центр обслуживания. На это было потрачено 2,5 млн$. Деньги пошли на покупку старейшего в Америке провайдера Electronic Data System (EDS), занимавшегося полным комплексом манипуляций по созданию, поддержке и обслуживанию корпоративных информационных систем. При этом GM оставило за провайдером право оказывать свои услуги сторонним организациям.
Результат – через 12 лет, потребовавшихся для постепенной, но доскональной отладки собственных iT-процессов, провайдера «отпустили», но при этом заключили с ним договор на оказание услуг сроком на 10 лет. Через десятилетие GM подписывает 15 млрд$ договор на аутсорсинг iT-услуг с такими компаниями как AT&T, EDM, HP и IBM. Сегодня объем заказов от GM у EDS достигает 14%.
Офшорный аутсорсинг от Apple
Пол Кругман, лауреат Нобелевской премии по экономике (2008), неоднократно указывал Apple на то, что практически всю свою продукцию они выпускают в странах Восточной Азии. В 2013 часть производственных мощностей была размещена в США, но особенным патриотизмом это не отличилось. Компанию Apple, как и самого Стива Джобса, не раз упрекали в сребролюбии, ведь затраты на производство в Китае куда более скромные, чем в родной Америке. Да и рынок трудовых ресурсов, как и степень клиенториентированности, в странах Восточной Азии многим динамичнее.
К примеру, однажды, при поиске поставщика стекол для нового iPhone менеджеры Apple обнаружили строящееся помещение возле главного здания. Как узнали позже, это строение планировалось задействовать при получении новых контрактов. И такой контракт последовал от Apple.
Еще пример. При необходимости сборщик iPhone Foxconn смог за одну ночь найти 3 000 рабочих при оплате в 17$ за 12 часовой рабочий день и необходимостью экстренно переехать в предлагаемое производственное общежитие. Или же такой пример: для контроля производства 200 000 iPhone понадобилось 8 700 специалистов инженерных специальностей, наем которых в США потребовал бы не менее 9 месяцев, в Китае потребовал не более 15 дней.
Передает производство вместе с работниками – Kodak
У истоков Kodak стоял работник банка, изобретший фотопленку. Его звали Джордж Истман. В 1881 году он создал компанию, не знавшую падений до конца 20 века. Созданная им фабрика занимала площадь, равную острову Манхэттен. Она смогла обеспечить потребителя столь широкой линейкой различных товаров, что очень быстро вытеснила с рынка иных производителей подобной продукции. Мысль о фотопленке или фото всегда сводилась к фирме Kodak. Количество сотрудников на фабрике насчитывало порядка 100 000 человек.
В 1980-х на рынок фото-товаров стараются попасть производители из Японии. Они продвигают бренды Konica и Fuji. Ощутив нереально высокую конкурентную борьбу, Kodak сокращает спектр предлагаемой продукции и активирует аутсорсинг таких специальностей, как плотник и каменщик, службы клиринга и питания. В 1986 приходит время объединять iT-системы, для чего начинается тщательный отбор провайдера. Два основных предложения современного рынка - EDS и IBM. Где первый, EDS компания с прекрасной и долгой историей и IBM , только выходящая на рынок, и, к слову, заключившая свой первый серьезный контракт лишь в 1988. С IBM Kodak уже сотрудничала, IBM осуществляла поставки «супер-компьютеров». А EDS предложил создать для Kodak дата-центр. Но выбрали IBM, потому как там демонстрировали уважительное отношение к сотрудникам. Заключили контракт на сотрудничество сроком на 10 лет, который оценивался в 250 млн$. EDS дисквалифицировал себя в глазах Kodak тем, что при смене управление в момент принятия на себя роли дата-центра GM они даже не осведомили о том своих сотрудников.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что аутсорсинг уже является перспективным и "неубиваемым" инструментом наладки работы компании и бизнес-процессов. И хотя в России он еще не настолько популярен, но ведущие компании, ценящие своё время и деньги, уже перешли к услугам аутсорсинга. Стоит признать - в наше время поголовной оптимизации к сокращению расходов и увеличению производительности труда всё активнее начнёт стремиться большинство предприятий.
Мнения читателей